Бюджет России (часть 4)
Общая структура расходов федерального бюджета до последнего времени отражала недостаточные затраты на социальные и образовательные программы и здравоохранение, а также очень ограниченные до сих пор вложения в развитие экономики в целом. Значительная часть бюджетных расходов направлялась в так называемые межбюджетные трансферты, что отражает централизованную поддержку и субсидирование отдельных нуждающихся и отсталых регионов.
Основная доля государственных расходов связана с выполнением государственных закупок или размещением заказов на товары и услуги, в то время, как другая часть расходов покрывает заработную плату рабочих и государственных служащих. В 2007 г. для государственных закупок было выделено 3855 млрд. руб. (что составляло около 59% всей суммы расходов федерального бюджета), однако потери из-за недостаточной прозрачности закупок составили 347 млрд. руб., или 9% всей суммы выделенных резервов. Эти потери были связаны с искусственным завышением цен и коррупцией, а также с отсутствием конкуренции между поставщиками. До настоящего времени только около 30% товаров и услуг покупаются государственными организациями и учреждениями на аукционах и торгах. Ожидается, что эта доля должна быть увеличена до 80%. Действующее законодательство в области регулирования государственных закупок начало создаваться фактически заново с начала нового столетия и уже с тех пор всего за несколько лет оно претерпело ряд изменений и модификаций, поскольку некоторые рекомендованные исходя, в частности, из международного опыта формы и методы закупок пока не получили распространения. Прямые закупки или заказы оставались основной формой размещения, базирующейся на традициях советского планирования и отсутствии конкуренции в условиях не устраненной еще монополизации в производстве некоторых важных видов товаров и услуг. Вместе с тем набирает темпы такая форма, как проведение электронных торгов и аукционов при размещении государственных заказов. Запросы котировок — распространенная форма при периодически проводимых закупках готовых изделий из конкурирующих источников на регулярной основе, что также широко обретает форму электронной торговли.
Для обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов, а также предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2006 г. № 94-ФЗ.
Оставить комментарий