Новые институты кредитования и кредитная реформа (часть 8)
Краткосрочное кредитование допускалось только в соответствии с лимитами, утверждаемыми Государственным банком СССР. Однако оно не увязывалось ни с какими конкретными проектами или целями предприятий. Эти лимиты предназначались для покрытия любой нехватки рабочего капитала независимо от выполнения плана. На практике лимиты кредитования постоянно нарушались и корректировались, а предприятия приоритетных отраслей получали почти неограниченный доступ к прямому кредитованию для закрытия возникавших брешей при выполнении планов. Другой отличительной особенностью этой системы была автоматическая оплата Госбанком СССР всех счетов, выставляемых поставщиками вне зависимости от отношения к плановым поставкам заказчиков и получателей. Таким образом, как бы устранялся финансовый контроль из ключевых элементов трансакций, а именно, сроки поставки, количество, качество, цена, ассортимент и т.д. Покупатели или скорее получатели товаров не имели права отказаться от них в условиях, когда они уже были оплачены Госбанком или его филиалом. В экономике зарождался «партийный контроль». Впоследствии в период брежневского «застоя» он стал непреодолимым препятствием на пути инновационных экономических инициатив. Организация платежей, призванная укреплять плановую дисциплину, сразу же оказалась недостаточно гибкой, в связи с чем предприятия получили возможность дополнительного лимитного финансирования. Единый контокоррентный счет был заменён на два счета — текущий и кредитный для каждого предприятия в отдельности. Кредиты стали предоставляться сверх собственного рабочего капитала предприятия. Таким образом, Госбанк СССР взял на себя кредитование таких операций, как движение товаров от производителей к клиентам, авансовые платежи для покрытия сезонных затрат, сезонное хранение сырьевых материалов, топлива, производственных и сопутствующих материалов, а также готовых изделий, увеличение капиталовложений в незавершенное производство и на другие временные нужды.
Оставить комментарий