search
top

Зарубежные инвестиции в экономику России во второй четвети 19 века

Людвиг Штиглиц

Людвиг Штиглиц

Иностранные предприниматели участвовали в развитии военной индустрии. В 1837 г. в Россию приехал шведский изобретатель и промышленник Эммануэль Нобель с единственным собственным капиталом — техническими знаниями и деловым опытом, что пользовалось большим спросом в России в то время. Им был основан механический завод в Санкт-Петербурге. Накануне Крымской войны он получил заказ на изготовление и размещение морских мин, чтобы прикрыть возможность входа английских военных кораблей в бухты Кронштадт и Свеаборг. Э. Нобель построил завод по производству нитроглицерина на базе технологии, созданной русскими химиками Н.Н. Зениным и В.Ф. Петрушевским. Сын Э. Нобеля Альфред Нобель в 1863 г. организовал производство в России динамита-взрывчатки, изобретенной им самим. К концу своей жизни А. Нобель создал крупный капитал, который принадлежал ему не только в России, но и в Англии, Германии и Швеции. Часть этого капитала он завещал на образование уникального Нобелевского фонда.
Важнейшей сферой деятельности российского правительства стало железнодорожное строительство, что было связано с технической революцией на транспорте 1830—1840-х годов. Начиная строительство своей собственной железнодорожной системы, правительство стремилось использовать по максимуму накопленный международный опыт. В 1835 г. император Николай I сформировал Комитет железнодорожного строительства в России. 15 апреля 1836 г. было опубликовано заявление об учреждении акционерной компании для строительства железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и далее в Павловск. В 1837 г. строительство дороги было завершено, а паровозы закупались в Англии и Бельгии. К концу 1840-х годов почти одновременно были построены две крупные железные дороги из Москвы в Санкт-Петербург и из Варшавы в Вену.
В 1860-х годах Россия продала Аляску Америке. Это событие до сих пор вызывает вопросы и сомнения в мотивах и справедливости условий данной исторической сделки. Справедливости ради следует отметить, что российские владения в Америке по сути не были государственной собственностью, а представляли собственность компаний — сначала нескольких частных русских, а потом, с 1799 г., Российско-Американской компании (РАК). Какого-либо акта о присоединении этих владений у России не было, но это были владения российских подданных. Первопроходцами на Аляску были православные христианские священнослужители из Сибири, которые своим аскетическим подвигом проложили путь для русских поселений. Такого рода собственность не была исключением в то время в международной торговой практике. Можно привести примеры Ост-Индской компании, компаний Гудзонова пролива и др. При имевшей место убыточности Российско-Американской компании (к 1866 г. она задолжала министерству финансов 725 тыс. руб.) более всего на ее судьбу повлияла Крымская война, приведшая к оскуднению казны и показавшая незащищенность территорий в Тихом океане перед британским флотом. В правительственных кругах получило поддержку инициированное американской стороной предложение, поскольку продажа русской Аляски помогла бы пополнить казну и вместе с тем избавила бы от уязвимой и нерентабельной колонии, которая, возможно, так или иначе отошла бы к Соединенным Штатам. Продажей Аляски Россия надеялась приобрести союзника в лице США в борьбе против враждебной в то время Англии. Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний за 7200 тыс. долл. золотом был заключен в Вашингтоне 18 марта 1867 г. По тем временам эта сумма не казалась малой и была результатом объявленных торгов. Подпись и печать Александра II на договоре были поставлены 3 мая, формально же передача Аляски США состоялась 11 ноября 1867 г. в Ситке.
Наиболее влиятельной иностранной финансовой группой в России в период 1820—1860-х годов была группа германских баронов Штиглиц. Людвиг Штиглиц длительное время оказывал финансовые услуги правительству императора Николая I, в том числе по строительству железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. В целом же при Николае I с помощью барона Л. Штиглица было получено 13 иностранных кредитов на сумму в 300 млн. руб. от различных банковских домов в Лондоне, Берлине и Амстердаме. Значительная сумма денег требовалась для строительства железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Первоначально было рассчитано, что дорога обойдется в 40—50 млн. руб., однако фактически для покрытия затрат и возврата кредитов было израсходовано 131,4 млн. руб., или в 2,5 раза больше, чем ожидалось первоначально.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top